Облачный сервис или коробочный продукт?

Для принятия осознанного решения о выборе того или иного средства автоматизации бизнеса, необходимо понимать различные принципы построения систем автоматизации, чем они отличаются, и какие затраты и риски они могут принести как на момент внедрения, так и во время эксплуатации.

Система автоматизации такси «Taxi-Host.ru» — это облачный сервис, предоставляемый сервис-провайдером и доступный через сеть «Интернет» в веб-браузере на любом компьютере или планшете. Этим он отличается от так называемого «коробочного продукта» — программы автоматизации, устанавливаемой на рабочее место диспетчера и работающей, как правило, под управлением Windows.

Облачный сервис автоматизации такси

Программа «из коробки»

Такое название обусловлено тем, что еще в прошлом веке программные продукты покупались на дискетах или компакт-дисках, красиво упакованных в коробку вместе с инструкцией по эксплуатации. Покупатель сам, или с помощью своего системного администратора, устанавливал программу на свой компьютер и затем пользовался ею. Коробочные решения — это первые тиражируемые для массового использования программы. Конечно же, на рынке существует много коробочных решений для автоматизации такси. Перечислим достоинства и недостатки коробочных решений, а также оценим затраты на их использование и эксплуатацию.

Достоинства

  • Коробочное решение менее требовательно к наличию сети Интернет и скорости доступа, поскольку устанавливается на компьютер в офисе заказчика и хранит все данные в базе данных на том же компьютере (хотя в случае автоматизации работы такси и взаимодействия с приложениями водителей, это достоинство может сводиться к нулю, так как без Интернета даже коробочное решение станет частично или полностью неработоспособным);
  • При долгой, интенсивной эксплуатации и оптимальном выборе решения, затраты на приобретение программы могут быстро окупиться.

Недостатки

  • Особенностью коробочного решения, которая в современных реалиях является скорее недостатком, чем достоинством, является то, что покупатель несет всю ответственность за работоспособность установленной им программы. Ведь для безошибочного функционирования программы нужно, чтобы без перебоев работал и компьютер, и операционная система. А поддержание работоспособности стоит денег — в данном случае, затрат на услуги системного администратора
  • Возможные сложности и сбои при обновлении чаще проявляются у коробочного решения, ведь устранить сбои на одном облачном сервере гораздо проще, чем у сотен покупателей программ;
  • Сложности с масштабировнием: если компания развивается, объем заказов растет, мощности купленного решения может перестать хватать. В этом случае покупатель коробочной версии сталкивается со значительными сложностями обеспечения бесперебойного функционирования бизнеса.

Облачная система («Программа-как-сервис», SAAS)

Облаком в современном компьютером мире называется набор серверов, физически расположенных в удаленном дата-центре и обслуживаемых профессиональными инженерами интернет-провайдера. Соответственно, облачный сервис — это программа, выполняющаяся на этих серверах, и доступная пользователю только через соединение с сетью Интернет, как правило, через веб-браузер.

Для использования облачного сервиса пользователь регистрирует учетную запись, по которой ему доступны все его данные. Как правило, услуги системы автоматизации бизнеса, находящиеся в облаке, предоставляются за ежемесячную абонентскую плату (подписку).

Достоинства

  • Не требуются начальные затраты на покупку и установку программного обеспечения. Пользователь платит только за объем фактически потребляемых услуг, и может получить бесплатный пробный период использования сервиса — затраты на программное обеспечение легко учитываются в бизнес-плане;
  • Не нужно беспокоиться о сохранности данных и работоспособности системы, так как об этом заботится компания, предоставляющая сервис (сервис-провайдер);
  • Легко организуется работа многих пользователей одновременно и на любых компьютерах, будь то Windows, Mac или Android;
  • Пользователь всегда использует самую актуальную версию системы и ему не нужно заботиться о регулярном обновлении;
  • Облачное решение легко масштабируется в зависимости от объема услуг, требуемых пользователю — об этом также заботится сервис-провайдер.

Недостатки

  • Основным недостатком облачного сервиса является его полная зависимость от сети «Интернет» (без соединения с сетью облачный сервис полностью неработоспособен) и больший объем потребляемого трафика по сравнению с коробочными программами. Поэтому, если принимается решение об использовании облачного сервиса, необходимо заранее позаботиться о надежном Интернет-провайдере;
  • При использовании облачного сервиса потребитель услуг полностью зависит от сервис-провайдера. В случае неполадок на сервере сервис может давать сбои;
  • В российских условиях, у потребителя услуг могут возникать сомнения в сохранности и конфиденциальности данных клиентов, доверяемых сервис-провайдеру. В настоящее время этот вопрос регулируется законом о защите персональных данных, по которому сервис-провайдер несет ответственность за сохранность данных пользователей, поэтому вероятность потери данных из-за недобросовестности своих сотрудников, обслуживающих коробочное решение, будет гораздо выше.

В современных реалиях, все больше компаний доверяют автоматизацию бизнеса сервис-провайдерам — коробочные решения, актуальные в прошлом веке и начале нынешнего века, постепенно уходят в прошлое. В любом случае, окончательный выбор решения — за вами.